МКОУ"Основная общеобразовательная школа",с.Климов-Завод Юхновского района Калужской области
с. Климов Завод
  • "Лучшее музейное пространство"

    Автор: Седакова Вера
    Статья о состоянии и содержании школьного музея. Планы по улучшению пространства школьного музея.

    Музей «Долг и память» МКОУ «ООШ»

    с. Климов Завод Юхновского района Калужской области.

    Проблема гражданско-патриотического воспитания детей находится в центре внимания общества. Детство и юность - благодатная пора для привития чувства любви к Отечеству. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны, познавательной деятельности. Центром реализации такой системы  стал школьный музей «Долг и память».

    Основные направления деятельности школьного музея:

    • краеведческое;
    • культурно-просветительская деятельность в школе;
    • включение школьного музея в образовательный и воспитательный процесс школы;
    • массовая экскурсионная работа;
    • учебно-исследовательская деятельность;
    • осуществление охранных мероприятий по содержанию и хранению ценных экспонатов;

    Формы работы школьного музея:

    • экскурсии;
    • уроки в музее;
    • занятия с активом;
    • тематические вечера;
    • классные часы;
    • конкурсы, игры, викторины;
    • разработка заданий классным коллективам для пополнения фондов музея.

     Музей является незаменимым помощником школы в патриотическом воспитании, так как решает задачи формирования патриотического сознания.

    Осмысление периода Великой Отечественной войны проходит через личные встречи с участниками, поисковую работу, формирование музейного фонда, и как следствие - развитие общественной активности учащихся, воспитание в них верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.  

    Экскурсионная  работа  развивает познавательно - мировоззренческую и волевую стороны воспитанника и стимулирует участие в социально значимой деятельности, придавая патриотическую направленность всем делам, акциям и поступкам.

    Школьный музей… Он обладает уникальным свойством: соединять и сливать воедино историю и память. В нашей  небольшой школе есть три музея, но переступая порог военно-патриотического музея, у меня всегда замирает сердце. Идея создания комнаты боевой Славы принадлежала учителю истории Барскому Владимиру Ильичу. Материалы в музей начали собирать с 1961 годаМузей был основан в день открытия школы, 1 сентября 1969 года, и с каждым годом все новые и новые трофеи, подарки, экспонаты, композиции пополняют его. В нашем музее собрано много воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, несовершеннолетних узников, тружеников тыла. Климовская земля - прекрасный уголок России, чарующий душу каждого, но картины окопов, траншей, деревья, опоясанные колючей проволокой и израненные осколками снарядов, напоминают о страшных событиях самой кровопролитной, самой продолжительной войны. Она превратила наш край в пепелище сожжённых деревень. А их в округе было около 30. За годы фашистской оккупации был нанесён большой урон: было убито и замучено 86 человек, 77 человек отправлено в Германию, при отступлении немцы забрали с собой ещё 130 в возрасте от 14 до 50 лет. После освобождения в селе осталось только 84 человека, а до войны в Климов-Заводе насчитывалось 112 жилых домов. Немцы разрушили и сожгли более 108. Весенним, светлым днем 8 марта 1943 года части 164 стрелковой дивизии под командованием генерал – майора Василия Андреевича Ревякина вошли в наше село. 519 дней на климовской земле свирепствовал жестокий режим фашистской оккупации. За время боевых действий потери обеих противоборствующих сторон были огромны. Только по официальным данным на территории Климовской сельской администрации погибли и похоронены 11566 человек. На территории нашей небольшой администрации находится 8 воинских памятников и захоронений. Эти сведения дают нам разделы  экспозиции « Не позабыты печальные списки», «Воспоминания и переписка» и «Память жива». Мы  гордимся, что, именно, нашу школу закончили два Героя Советского Союза: Котлов Василий Сергеевич и Морухов Александр Сергеевич. Им посвящен раздел «Бывшие ученики - Герои Советского Союза», где собраны  личные вещи  и подарки. Имеется переписка с родными и близкими, воспоминания. Нестерпимо больно, что, именно, на нашей земле нашли свой последний приют ОМСБоновцы.  Поименный список погибших спортсменов  высечен на плитах у подножия памятника «Неизвестному солдату» в  центре села Климов-Завод. Бойцы 33 – й Армии и их легендарный командарм М.Г.Ефремов храбро сражались и нашли свой последний приют на нашей климовской земле. 19 апреля 1942 года после боя с гитлеровскими захватчиками, окружённый врагами, тяжелораненый, он плену предпочел смерть, застрелившись из своего именного оружия. Об этом рассказ в  экспозиции «Герой России».

      С каждым годом в России остается всё меньше ветеранов Великой Отечественной войны, ставших свидетелями и непосредственным  участниками тех исторических событий. Их воспоминания, жизненный опыт являются бесценным сокровищем, которое необходимо сохранить и передать последующим поколениям.     

    Документы, фотографии, письма, мемуары героев Великой Отечественной войны и другие экспонаты, размещенные в музее, стали прекрасным методическим материалом для изучения  периода Второй Мировой войны, и предлагаются для использования   педагогам города и иным заинтересованным лицам в патриотическом воспитании обучающихся.

     Члены школьного музея ведут активную работу по сохранению памяти о защитниках Отечества: занимаются исследовательской деятельностью, создают небольшие фильмы о ветеранах, проводят Уроки Мужества и памяти. На базе музея проводятся мероприятия патриотической направленности. Также проходят конкурсы стихов и рисунков о войне, викторины.  Музей находится в постоянном развитии: создаются новые презентации, выставочные экспозиции. Активисты музея традиционно выступают на торжественном митинге 9 Мая.

     Музей – это не просто специфически оформленное культурно-историческое пространство, в котором хранятся документальные и вещественные реликвии, воссоздающие в своей совокупности интересную и яркую историю своих мест. Он может активно участвовать в формировании лучших человеческих качеств: гражданственности, патриотизма, порядочности, совестливости, ответственности, милосердия, которых особенно не хватает современному обществу и которые всегда ценились человеком.

    Это очень краткая статья о материалах, которые находятся в стенах школьного военно-патриотического музея «Долг и память» МКОУ «ООШ» с. Климов-Завод Юхновского района Калужской области.

    Планы по улучшению пространства школьного музея.

    Пространство музея 21-го века является креативной площадкой, открывающей новые возможности.

    Говоря о перспективах развития нашего музея, необходимо также упомянуть его успешную деятельность, которую он проводит по сегодняшний день. Именной в этой связи средовой школьный музей приходит к необходимости использования системы новых технологий, близких и понятных современному поколению. Рассмотреть экспонат со всех сторон, увидеть намного больше, чем может представить обычная музейная экспозиция, использовать музейную информацию в учебно-воспитательном процессе-все эти возможности станут реальны с созданием  сайта школьного музея. Интернет-технологии и мультимедиа очень полезны в творческом развитии ребенка. Кроме того, это еще и путь дополнительной социализации учащихся, являющейся следствием повышения познавательной активности. Школьный музей, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования.

    Для погружения в атмосферу тематики музея планируется обеспечить помещение аудиосистемой и подсветкой. Это позволит вывести интерактивность на новый уровень. Можно добавлять к экскурсии необходимые звуки для создания ощущения музея. Погружение в атмосферу позволяет с большей степенью ощутить эмоции всех былых событий. Это, безусловно, развивает патриотичность и политическую культуру детей, а также прививает любовь к родине.

    Использование проектора в музейном пространстве позволит проводить в музее мультимедийные занятия, просматривать тематические кинофильмы и использовать настенное пространство в различных целях.

    Планируется создание сетевого сообщества виртуальных музеев образовательных учреждений. А  умение находить, критически осмысливать и продуктивно использовать информацию поможет в дальнейшем современному ученику уверенно чувствовать себя в иных современных информационных потоках. Взаимодействие в интернет-проектах, работа над созданием коллективных интернет-приложений помогают социализации личности. Развивают у учеников способность к планированию и организации совместной деятельности.

    Применение интернет-технологий и мультимедиа сегодня актуальны как в познавательном, творческом развитии ребенка, так и в условиях музейной среды. Сегодня традиционные ценности культуры, как правило, представляемые музеем, вольно или невольно воспринимаются подрастающим поколением в контексте нового вектора цивилизационного развития - креативности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie